Японские мечи заслужили славу объектов искусства. Но их заостренная красота является смертоносным оружием. Иайдо - это боевое искусство, которое сочетает в себе форму и функцию.

Философия иайдо

Типичное соревнование по иайдо проходит с настоящим мечом и исполняется одним человеком. Почему нет противника? Именно по той причине, что применяются настоящие мечи, что делает эту практику крайне опасной. В ежедневных тренировках бойцы противостоят воображаемому противнику.

Вся суть иайдо заключается в этом воображаемом оппоненте. Здесь все дело в победе над самым сильным противником из всех - над своими внутренними недостатками. В глазах настоящего мастера воображаемый противник вполне реален. Он постоянно меняет свои движения, его четко видят и другие мастера.

Фото: иайдо

Роль меча в боевом искусстве

Слишком рискованно для человека без опыта применять настоящую катану. Поэтому все новички используют тупой тренировочный меч. К настоящему мечу вас подпустят только после семи-восьми лет тренировок. И когда это произойдет, вы сможете ощутить чистоту духа. В этом великолепие иайдо.

Японские мечи задумывались и выковывались таким образом, чтобы самураи могли положиться на них в решающий момент. Говорят, что это самые смертельные мечи в мире. Даже железный шлем может быть рассечен надвое одним из таких хорошо изготовленных оружий. Ничто не останется целым после контакта с самурайским мечом.

В руках мастера меч может быть орудием казни противника. Сегодня в Японии обладатель такого холодного оружия обязан зарегистрироваться. Только людям с достаточными техническими навыками, духовной силой и опытом позволяется применять самурайский меч.

Традиции иайдо

Фото: меч для иайдоРейхо (этикет) - это основа всех боевых искусств. Выполняя его, вы сначала кланяетесь синзену - своего рода духовному алтарю. Затем - учителю. Потом - мечу. Вы ставите руки треугольником и наклоняетесь, пока ваши локти не коснутся пола. Процедура поклонов всегда происходит слева направо. Почему это так делается? Необходимо защитить свою правую руку и правую ногу.

Когда боец садится, он начинает это делать с левой ноги. Это позволяет ему немедленно встать и атаковать, если случится что-то неожиданное. То же касается и поклона. Нужно всегда сохранять возможность сразу же действовать правой рукой. Поэтому после поклона человек возвращает на место сперва правую руку. И это позволяет ему быть готовым обнажить меч в любое время.

Одно из первых упражнений, которое заставляют делать учеников школ иайдо, - это взмах тренировочным мечом сверху вниз. Необходимо это сделать так, чтобы был слышен свист. Но чрезмерное старание приводит к напряжению, и меч не издает свиста. Поэтому руки должны быть расслаблены.

Иайдо включает в себя многие традиционные формы, или ката. На освоение каждой из них уходят годы тренировок. Ката основываются на ситуациях, с которыми сталкивались самураи в свое время. Умелый воображаемый противник не будет нападать на вас всегда, с одной стороны. Вам нужно уметь приспособить свои движения так, чтобы ответить на его разнообразные формы атак.

Последователи иайдо практикуются неустанно, чтобы повысить свой уровень и усвоить искусство меча. Но главная цель многолетних тренировок не в том, чтобы научиться умело обращаться с клинком, а в том, чтобы вообще не высовывать меч. Главная цель иайдо заключается в совершенствовании духа и в том, чтобы преодолеть врага, не применяя меч. Другими словами, требуется убедить врага не нападать. А это вы сможете сделать, если только будете постоянно совершенствовать свой дух и стремиться стать лучше, чем вы были вчера. Победа может быть достигнута без единого движения пальца. Разгадку этого феномена следует искать в истории иайдо.

История возниконовения

В период самураев в Японии происходили бои по всей стране. Видов оружия было много, но меч являлся орудием дуэлей и кровной мести. Самураи посвящали себя искусству владения мечом, чтобы защитить свою жизнь и поддерживать справедливость.

Один из самураев стал основателем иайдо. Он разработал приемы для встречи с разными ситуациями. Тот, кто усваивал его искусство, обретал способность молниеносно высовывать меч и убивать врагов одним ударом. Когда меч уже обнажен, назад дороги нет.

В 17 веке смертельные поединки перестали быть средством выяснения отношений. У самураев стало гораздо меньше возможностей обнажать мечи. И это изменило цель тренировок. Главным стало не то, чтобы улучшать технику и делать ее более смертоносной. Самураи начали стремиться к тому, чтобы решить проблему без обнажения мечей. Меч же стал крайней мерой в поддержании справедливости и защите чести, когда ничего уже не остается. Во всех ситуациях, кроме самых исключительных, бой принято было избегать до конца.

В период Эдо жил легендарный мечник Накаяма Хакудо. Этого человека многие считают сильнейшим бойцом в истории японских единоборств. Накаяма отличился во многих из них. Он не имел себе равных в боях на мечах. Несмотря на свои возможности, Накаяма следовал стилю иайдо, подчеркивающему значение победы без боя. Мастер был тверд и избегал бессмысленных конфликтов настолько, насколько это было возможно. Меч был просто орудием на службе у духа.

Учение Накаямы передавалось из поколения в поколение до нынешнего времени. Практика, появившаяся в качестве эффективного метода убийства, преобразилась в боевое искусство, главной целью которого стало совершенствование ума.

В иайдо все дело в победе над врагом внутри самого себя. Не в конфронтации с противником, а в борьбе со своими недостатками. В спорте смысл заключается в победе. Достигнув цели, на этом все заканчивается. Но тренировка в боевых искусствах не имеет конца. Чем больше вы учитесь, тем больше остается познать.

Самурайский меч - это часть достояния многих поколений японцев. Считается, что его острие является самым острым в мире. Меч тяжелый, но гибкий. И очень эффективный. Некоторые говорят, что это оружие - душа самурая. У мастеров, которые изготовляют эти предметы, есть своя история.

Иайдо фото

Как изготавливается меч для иайдо

Сталь для японского меча изготовляется из железного песка. Глиняное горнило используется для плавки железа. Горнило заполняется слоями железного песка и угля и нагревается до 1400°C. Маститые кузницы бодрствуют над плавлением в течение трех дней и ночей. Температура в горниле должна поддерживаться неизменной.

Окончательный результат этого процесса - грубое железо на дне горнила. Кузнец выбирает железо с таким процентным содержанием примеси, которое больше всего подходит для изготовления меча. Грубое железо дробится на куски. Куски наслаиваются и обжигаются.

Пласты железа затем сколачиваются воедино, чтобы распределение жара было одинаковым. Затем они сгибаются и снова сколачиваются. Этот процесс повторяют снова и снова, получая лезвие, содержащее в себе бесчисленное множество пластов. Такая комбинация делает его твердым и удобным в применении. Можно считать, что лезвие состоит из семи сегментов, которые имеют разные характеристики.

Получив клинок нужной формы, кузнец делает глиняную обкладку. Глиняный слой толст на задней кромке и тонок на остром краю. Различие в толщине обеспечивает разное качество для каждого сегмента в процессе нагревания и охлаждения клинка. Острая сторона быстро охлаждается и затвердевает, а толстая кромка затвердевает значительно медленнее. Это разнообразие позволяет сделать первоклассный самурайский меч одновременно стабильным и упругим.

Последний этап процесса - натачивание. Его выполняет специалист-полировщик. Обычно это искусство передается из поколения в поколение. Получив недоконченный клинок, полировщик будет работать над ним в течение трех недель по десять часов в день. Если клинок правильно отполирован, он становится таким острым, что даже легчайшее прикосновение поранит до крови. Меч связан с духом всех тех, кто работал над ним. И доверяется он только тому, кто по-настоящему готов его применять.

Многие из тех, кто практикует иайдо, очарованы мечом. Европейцы видят в нем лишь рубящее оружие, которое ломает и рубит кости. Но на этот предмет надо смотреть с духовной стороны. Японский меч в истории символизировал собой справедливость и честь. Это символ японского духа, духа самурая, причем даже в наше время.

Тренировки иайдо состоят в основном из повторений различных ката. Но иногда меч соприкасается не только с воздухом. Одна из практик называется «тамэсигири» - пробная рубка. Мишень изготовляется путем завертывания половика татами и замачивания его в воде. Ощущение такое, будто рубится человеческое тело.

Одна из техник называется «кэсагири» - диагональное рассечение противника от плеча до талии под углом 45 градусов. Даже для опытных мечников тамэсигири представляет собой непростое дело. Если выполнить удар неправильно, можно даже повредить меч. Поэтому пробная рубка не является регулярной практикой в школах иайдо.

Фото: иайдо ката

Победа над противником без применения меча

Итак, можно победить соперника без обнажения меча, если у вас достаточная сила духа. Противник должен почувствовать себя лягушкой, находящейся перед змеей. В присутствии умелого мастера неопытный мечник отступит и потеряет волю к бою. Продолжая тренироваться умственно и физически, вы постепенно сможете избегать столкновения и достичь гармонии с миром, сможете побеждать без применения меча.

Это не подразумевает абсолютную уверенность в себе. Все сводится к тому, чтобы постараться достичь мира и гармонии с окружающими и распространить это состояние максимально широко. Чтобы добиться такого состояния, нужно познать себя.

Катана - это не просто меч для того, чтобы сечь и поражать. Это символ воина-самурая. Как и многие другие боевые искусства, иайдо основывается на бусидо - пути воина.

Кодекс чести самураев сводится к беспрекословной преданности, повиновению и главенству чести над жизнью. Идея не в том, чтобы взять и напасть на кого-то. Главная идея заключается в самозащите. Отсюда и вытекает стремление избежать конфликта, суметь победить в боевой ситуации без того, чтобы обнажать меч. Это ключевая цель иайдо.

Через практику иайдо мы все можем стать лучшими людьми, потому что, обнажая меч и сражаясь с воображаемым противником, мы постоянно обрубаем все неровные края неотшлифованного алмаза внутри нас. И в итоге мы становимся сияющими бриллиантами.